Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
МБУ ДО ЦДиЮТиЭ г. Вязьмы

История

Туризм занимает важное место в воспитании подрастающего поколения. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах подростки закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и многое другое.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

 Администрация МО «Вяземский район» одна из первых по Смоленской области в январе 2011 года создала комитет физической культуры, спорту, туризму и молодежной политики Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, который включил в себя все спортивные объекты Вяземского района (спортивные клубы, "Физкультурно-спортивный центр «Вязьма», спортзал «Луч», «Текстильщик», «Спартак», «Юбилейный», физкультурно-оздоровительный комплекс «ФОК», детско-юношескую спортивную школу, детско-юношескую спортивную школу по водным видам спорта, городской стадион «Салют», Центр детского и юношеского туризма и экскурсий со скалодромом, лыжную базу в зоне отдыха «Русятка». Объединения усилий позволит более интегрировано использовать имеющиеся ресурсы для развития спортивного туризма и привлекательности Вяземского района в целом. Одним из заметных приоритетов нашей Администрации в системе ценностей для населения становится забота о поддержании здоровья и обеспечения продолжительной активной жизни, оставаясь здоровыми, бодрыми и красивыми. Ориентация на здоровье целостно воздействует на стиль жизни современного человека и способствует тому, что мотивы спортивной активности выходят на высокие позиции в иерархии туристской деятельности.

Вторым шагом по развитию туризма в Вяземском районе стало создание отдела по развитию туризма при комитете физической культуры, спорту, туризму и молодежной политики Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области для пропаганды Вяземского района на Всероссийском уровне, создания муниципальных программ для развития въездного туризма, совместных проектов с теми предприятиями и учреждениями, которые напрямую или косвенно участвуют в реализации и продвижении турпродукта.

Третий шаг это создание Центра детского и юношеского туризма в Вяземском районе, что позволило аквизировать ресурсы для развития спортивного туризма. Многокомпонентность турпродукта и маршрутность спортивного туризма (водного, пешего, велотуризма) позволяет вовлекать в турпродукты многочисленные и разнообразные культурно - исторические и природные ресурсы, которые сегодня находятся за пределами туристского внимания, в том числе внутреннего туризма, влекущего за собой второй ряд социально-экономических последствий, связанных с социально-экономическим развитием старых и новых туристских территорий.

МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Вязьмы Смоленской области является правопреемником созданного в 2001 году в нашем городе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Станция юных туристов» г. Вязьмы Смоленской области, которое начало заниматься спортивным туризмом. Но все меняется, расширилась сфера деятельности учреждения, накапливался краеведческий и этнографический материал, велось обучение специалистов, начали появляться новые виды спортивно-оздоровительного туризма: кочевые и стационарные оздоровительные палаточные лагеря, сплавы по рекам Смоленской области на байдарках, катамаранах и каноэ, усложнялись по своим этапам спортивные  соревнования по туристскому многоборью и спортивному ориентированию. И в 2011 году Постановлением главы Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области от 29.04.2011 №388 учреждение «Станция юных туристов» г. Вязьмы было реорганизовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Вязьмы Смоленской области  (МБОУ ДОД ЦДиЮТиЭ г. Вязьмы), с расширением деятельности по четырем направленностям:

- спортивно-оздоровительное;

- туристско-краеведческое;

- социально-педагогическое;

- эколого-биологическое.

В своей деятельности учреждение через реализацию проектной и образовательной деятельности ставит следующие задачи: обеспечение необходимых условий для личностного и физического развития, укрепления здоровья детей и молодежи в возрасте от 6 до 21 года; организация содержательного досуга; адаптация обучающихся  к жизни в обществе; формирование общей культуры, посредством спортивно-оздоровительного туризма.

Учреждение имеет следующую структуру: директор – Угаренкова Анна Игоревна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Нилова Ольга Владимировна, заместитель директора по административно – хозяйственной части – Максимова Елена Викторовна, заведующие отделов по видам деятельности: отдел проектно-исследовательской деятельности, оздоровления и  массовых форм туристско-краеведческой работы, отдел спортивного туризма, краеведения и экологического образования, информационно-методическую службу, служба социально-педагогического сопровождения, педагоги дополнительного образования.

Основные направления деятельности отдела проектно-исследовательской деятельности, оздоровления и  массовых форм туристско-краеведческой работы:

-  реализация проектно-исследовательской деятельности;

- организация массовых туристско-оздоровительных, краеведческих мероприятий, организация каникулярного отдыха обучающихся, молодежи;

- «Бюро детских экскурсий» - организует учебно-тематические экскурсии и путешествия для детей и молодежи, которые содействуют реализации образовательных программ, для школьников предлагается более 20 экскурсионных маршрутов по различной тематике, способу передвижения и продолжительности, обеспечивается последовательность экскурсионного обслуживания и сопровождения;

- разработка и реализация программ в рамках социального проектирования;

- оказание практической и методической помощи образовательным и другим учреждениям по вопросам организации и проведения туристско-краеведческой работы – фестивалей, турслётов, дней здоровья;

- организация и проведение стационарных палаточных лагерей;

- поддержание контактов с различными общественными организациями, работающими с молодежью и проблемой выбора здорового образа жизни в молодежной среде. Заведующая отделом — Симонова Юлия Васильевна.

Основные направления деятельности в развитии спортивного туризма и  физической культуры в учреждении возлагаются на отдел спортивного туризма, краеведения и экологического образования:

- развитие спортивного туризма в городе и районе через организацию соревнований по спортивному туризму, ориентированию, поисково-спасательным работам;

- оказание консультативно-методическая помощь школам и другим учебным заведениям  по вопросам организации и проведения соревнований, походов, слетов, подготовка команд к соревнованиям и т.д.;

- организация семинаров для различных категорий слушателей по вопросам туристско-краеведческой работы и программы «Школа безопасности»;

- повышение роли экологического образования в реализации дополнительных образовательных программ;

- работа маршрутно-квалификационной комиссии;

- организация и проведение кочевых палаточных лагерей (походов). Заведующий отделом – Панченкова Светлана Алексеевна.

Основными направлениями деятельности информационно-методической службы являются:

-осуществление организационно-методического руководства образовательной деятельности ЦДиЮТиЭ;

- работа по созданию учебных образовательных программ, методических рекомендаций;

- формирование базы наглядно-дидактических пособий для реализации учебного процесса в объединениях ЦДиЮТиЭ;

- организация работы по повышению профессионального мастерства педагогических работников, эффективной работы методических объединений;

- анализ и мониторинг образовательной деятельности;

- обобщение опыта работы лучших педагогов ЦДиЮТиЭ и д.р.

В учреждении создано и работает районное методическое объединение «Туристского многоборья и спортивного ориентирования». Методисты — Сергеева Наталья Валентиновна, Угаренкова Анна Игоревна.

Основные направления деятельности службы социально-педагогического сопровождения являются:

- социально-психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка в соответствии с его психофизическим статусом;

- социальная адаптация  ребенка, его правовая защита;

-организация профессионального роста педагогов в сфере своей компетенции по данному направлению деятельности;

- проведение тренингов, профилактических бесед, диагностик;

- проведение мастер-классов для педагогов;

- работа с семьей.

База учреждения представляет собой помещения общей площадью 216,3 кв. м: спортивный зал со стационарной туристской полосой и скалодромом, учебные кабинеты для занятий, санузел, кладовая, помещение историко-краеведческого музея учреждения, методический кабинет, кабинет секретаря, кабинет директора, холл.

В учреждении сформировано нормативно-правовое обеспечение деятельности. Ведется документация по охране труда и технике безопасности сотрудников и обучающихся.

  Основными задачи Учреждения являются:

- формирование устойчивой мотивации к занятиям туризмом и физкультурой;

- развитие массового туризма и физической культуры;

- сотрудничество с образовательными учреждениями по развитию массового туризма;

- проведение комплекса туристско-спортивных, краеведческих мероприятий, познавательно-оздоровительных программ;

- обеспечение необходимых условий для личностного и физического развития, укрепления здоровья детей и их семей;

- профилактика детского и семейного неблагополучия посредством создания в природных условиях здоровьесберегающей и социально-значимой среды;

- деятельность в области просвещения, пропаганды и содействия здоровому образу жизни, улучшение морально-психологического состояния несовершеннолетней молодежи;

- создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями и их семей;

- организация содержательного досуга;

- адаптация обучающихся  к жизни в обществе;

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения  обязательного минимума содержания  программы дополнительного образования детей;

- воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе и семье;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения основных профессиональных образовательных программ выпускниками учреждения;

- создание условий, благоприятных для умственного, эмоционального развития личности, всемерного раскрытия её способностей, гуманистических ценностей и творческого мышления, а также гарантирующих охрану, укрепление здоровья обучающихся и воспитание ответственности за собственное здоровье;

- формирование  активной  жизненной  позиции  воспитанников, нацеленной  на  улучшение  и  совершенствование  современного  общества;

- оказание помощи обучающимся в выборе будущей профессии в области туризма, экскурсионной деятельности и физической культуры.

Учреждение может оказывать дополнительные платные услуги, не предусмотренные учебным планом Учреждения:

- учебно – методическая, редакционно - издательская  деятельность;

- экскурсионное  обслуживание;

- организация  семейного  досуга  и  отдыха, в том числе летнего;

- организация и проведение повышения квалификации в сфере физической культуры и туризма специалистов для возрастных категорий детского, юношеского, юниорского и молодежного туризма всех видов, а также судей по видам туристских соревнований;

 - организация и проведение учебно-тренировочных сборов по туристскому многоборью по подготовке к участию во всероссийских, международных соревнованиях;

- создание различных секций, групп по укреплению здоровья обучающихся  (гимнастика, аэробика, ритмика, общефизическая подготовка, Интернет-кафе, компьютерные игры)

- создание различных студий, групп, школ по обучению детей;

- организация спортивно-туристских лагерей для населения;

- оказание других платных образовательных услуг.

Центр туризма - это детские и молодежные программы активного и культурного отдыха и развлечений. В период каникул организует детские лагеря путешествий и приключений, а так же проводит для детей увлекательные игровые, познавательные, анимационно - экскурсионные туры выходного дня.

Администрация центра туризма считает необходимым заботиться о формировании коллектива педагогов-исследователей, единомышленников, стремиться открывать в коллегах самое лучшее, создавая возможности для развития личности и самореализации каждого из них. Общая численность работников центра составляет 30 человек, из них 16 совместителей.

Необходимо отметить, что в центре туризма сложилась система управленческой деятельности, при которой педагогический коллектив можно рассматривать как команду единомышленников, в которой сочетается высокая ответственность педагогов за содержание своей деятельности и глубокая демократичность коллективных трудовых отношений.

Для молодых педагогов есть возможность профессионального роста через постоянно действующую систему повышения квалификации, а для опытных педагогов есть возможность самореализации в качестве лекторов, инструкторов и организаторов.

Исключительно важно подчеркнуть настрой администрации центра туризма на широкое сотрудничество со всеми службами и организациями системы образования, поскольку рассматривается такое сотрудничество как дополнительный стимул к развитию учреждения, как гарантию выработки грамотной тактики и стратегии педагогической деятельности и инструктивно – методической  работы с кадрами.

Не случайно при планировании проектно-экспериментальной, исследовательской и деятельности направленной на развитие спортивно-оздоровительного туризма, основной программно-методической задачи является привлечение в центр инструкторов и педагогов из разных сфер общественной жизни, способных раскрыть все тонкости и секреты той или иной профессиональной деятельности, что позволяет работникам центра туризма эффективно и качественно выполнять поставленные перед ними задачи.

МБОУ ДОД ЦДиЮТиЭ г. Вязьмы приоритетом в совершенствовании свой работы ставит развитие спортивно-физкультурного направления деятельности,  как социального, экономического и культурного феномена, опосредованного системой отношений, обеспечивающей уникальное взаимодействие деятельности, места и людей: между видами спортивной деятельности, реализующих состязательные и игровые, развлекательные и познавательные, оздоровительные и реабилитационные, а также социально-коммуникационные и иные потребности человека, и предоставляющими их туристскими и спортивными предприятиями и туристскими объектами, так же полностью или частично мотивированное интересом удовлетворения специфических спортивных потребностей, связанных с поддержанием и развитием физических кондиций, спортивного мастерства, укрепления здоровья, закрепления профессиональных навыков, организацией досуга и общения на основе использования  спортивных ресурсов.

МБОУ ДОД ЦДиЮТиЭ г. Вязьмы проводит комплекс практических мероприятий по развитию и активизации спортивно-физкультурного направления в туризме:

1. Дни здоровья для обучающихся «Азимут – Т» - организация креативного и здорового досуга подрастающего поколения и их родителей посредством спортивного туризма в виде спортивно-оздоровительной игры. Цель проведения дней здоровья - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны. Задачи спортивно-оздоровительного мероприятия «Азимут – Т»: формирование понятия о здоровом образе жизни; повышение психологической устойчивости и функциональных возможностей всего организма к воздействию неблагоприятных факторов; воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; закрепление и совершенствования умений и навыков учащихся, полученных ими на уроках физической культуры и занятий по спортивному туризму, и на этой основе содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств; выживание в условиях автономного существования; воспитание у школьников общественной активности и трудолюбия; развитие творческой инициативы и организаторских способностей учащихся;  воспитание нравственных и волевых качеств, развития психических процессов и свойств личности.

Спортивно-оздоровительная игра на местности требует предварительной подготовки. Она включает в себя: выбор местности для проведения, разметку маршрута, подготовку препятствий, спортивного инвентаря, а также судей для каждого этапа.

Правильный выбор местности – важная предпосылка успеха игры. Район проведения мероприятия заранее намечается руководителем. Игру лучше проводить на незнакомой или малознакомой местности, что повышает интерес учащихся к игре. Вместе с тем можно проводить игры и на хорошо знакомой ребятам местности. Выбирая район, особое внимание обращается на отсутствие опасных мест в виде глубоких ям, сильно заболоченных участков.

При подготовке спортивной части проведения дней здоровья учитываются возрастные особенности детей и физическая нагрузка, допустимая для данного возраста. Поэтому для учащихся каждой ступени предусмотрены спортивно – оздоровительные мероприятия, соответствующие их возрасту и возможностям.

Воспитательная эффективность спортивно-оздоровительных игр, игр на местности зависит от методики их проведения. Методика проведения таких мероприятий опирается на знания педагогики, психологии, физиологии и анатомии, гигиены, а также на обобщенный опыт их проведения.

Такой вид спортивно-оздоровительных мероприятий проводится ежемесячно по годовому плану работы. Место проведения природный парк «МЖК», зона отдыха «Русятка», спортивные площадки образовательных учреждений города и района.

2. Соревнования по экскурсионному  ориентированию (историко-краеведческие, спортивно – оздоровительные и патриотические театрализованные игры в помещениях и в природной среде). Проводятся с целью дальнейшего развития спортивного туризма и спортивного ориентирования среди  подростков. Задачами соревнований являются:

- изучение, обобщение и пропаганда передового опыта организации туристско-краеведческой работы с детьми;

- использование туризма для укрепления здоровья, духовного и физического воспитания обучающихся, приобщения к здоровому образу жизни, профилактики правонарушений;

- повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

- повышение туристского мастерства юных туристов, выявление сильнейших юных туристов и команд образовательных учреждений города.

Спортивная направленность также предполагает создание в процессе соревнований условий, которые требуют от подростков проявления физических и волевых качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, инициативы, смелости и решительности, имеющих значение для укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни. Такой вид спортивно-оздоровительных мероприятий проводится в сентябре и марте по годовому плану работы учреждения. Место проведения центральная часть города с использованием парковых зон.

3. Районный туристский слет-фестиваль «Здоровое поколение ХХI века», проводится в декабре месяце ежегодно, как итоговое мероприятие по спортивно-оздоровительному туризму в календарном году. Оно включает в себя все направления спортивно-оздоровительного туризма, отчеты о туристско-краеведческой работе образовательных учреждений города и района, конкурс стенгазет о туристской жизни подростков, конкурс лучшей туристской песни, отчеты о походах и экскурсионной деятельности, традиционные соревнования по спортивному туризму «Зимний экстрим» в парковой зоне «Березы». Такие спортивно-оздоровительные мероприятия обеспечивают комплексный подход (историко-краеведческий, экологический, эстетический, культурологический, просветительский, практико-ориентированный, личностно-творческий) в практике организации эколого-краеведческого образования молодежи в условиях естественной природной среды, апробировать методы экологически грамотного взаимодействия с природой, проверяют уровень технического и тактического мастерства и основ туристской безопасности. Использование спортивно-оздоровительного туризма для укрепления здоровья, духовного и физического воспитания обучающихся, приобщения к здоровому образу жизни.

4. Районные соревнования среди школьников «Школа безопасности» проводятся ежегодно в начале апреля в два этапа: первый этап – «Маршрут выживания» место проведения зона отдыха «Русятка»:

- переправа по бревну, обозначенный маршрут, преодоление болота с помощью жердей, определение радиоактивного источника, преодоление «зоны заражения», огневой рубеж, определение высоты и расстояния до недоступного объекта,  спасательные работы, полоса препятствий, оказание первой доврачебной помощи, сигналы бедствия, поиск условно пострадавшего, траверс, спуск, подъем, навесная переправа, подъем по веревочной лестнице и спуск по наведённым перилам способом «дюльфер».

Второй этап  – «Решение пожарно-тактической задачи» место проведения стадион «Салют»: одевание боевой одежды, боевое развёртывание. Соревнования проводятся с целью формирования готовности подрастающего поколения к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях, проверки уровня знаний, навыков и умений по основам безопасности жизнедеятельности человека, выявления сильнейших команд города и район для дальнейшего участия в областных соревнованиях, укрепления здоровья обучающихся средствами спортивно-оздоровительного туризма.

5. Районный туристско-экологический слёт-фестиваль «Время моих открытий» (турслет). Турслет проводится ежегодно в конце мая на территории стационарного палаточного лагеря «Эколого-туристская деревня Чепчугово» (243 км трассы «Москва – Минск» село Чепчугово Вяземского района). Туристско-экологический слёт-фестиваль – одна из самых действенных форм пропаганды туризма и здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга молодёжи. Главная притягательная сила туристско-экологического слёта-фестиваля – общение с природой, друзьями, а так же элементы соревнований. Одним из главных мероприятий слёта-фестиваля  является семинар-практикум «Обучение жизненным навыкам в природной среде», который позволяет ребятам провести тренировку перед соревнованиями, показать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, обрести новые умения, навыки и уверенность в собственных силах. Расширение двигательного опыта посредством соревновательной деятельности и развитие ответственности, сплоченности, коллективизма.

6. Учебно-тренировочные сборы по поисково-спасательным работам, технике пешеходного, лыжного, водного туризма, скалолазания проводится ежегодно  на территории стационарного палаточного лагеря «Эколого-туристская деревня Чепчугово», зоне отдыха «Русятка»,  лесопарковой зоне города и района. Подростки овладевают специальными знаниями, умениями и навыками в процессе теоретических, зачетных и практических занятий. В учебном классе обучающие получают теоретические знания по туризму, охватывающие его организационные и методические аспекты. На зачетных занятиях у обучающихся развивается способность к логическому мышлению, анализу и обобщению тех или иных фактов (явлений), связанных с использованием туристских мероприятий в практике массового физкультурного движения. Здесь приводятся наглядные примеры военно-патриотического воспитания молодежи средствами туризма, разъясняются формы и методы осуществления общественно полезных мероприятий, являющихся составной частью туристских походов. На таких занятиях устанавливается связь теории с практикой посредством организации их, как правило, в форме выполнения практических заданий. Практические занятия по формированию умений и навыков в ориентировании на местности проводятся в условиях учебного полигона. Задания по картографии и разработке планирующей и учетно-отчетной документации туристских мероприятий выполняются в аудитории. 

Практические занятия по спортивно-оздоровительному туризму на местности в природных условиях необходимы для профессиональной деятельности педагога и его воспитанников: туристско-спортивные (овладение спортивным мастерством по одному или нескольким видам спортивного туризма; умение создавать атмосферу соревновательности и состязательности; умение разрабатывать и осуществлять тактику и стратегию спортивных занятий во время походов, соревнований, экспедиций); организаторско-коммуникативные (умение объединить коллектив во время работы; умение создавать необходимые условия для спортивно-тренировочного процесса; умение правильно построить график работы; умение предъявлять обоснованные дисциплинарные требования к себе и к другим участникам спортивной команды или туристской группы); рекреационно-валеологические (умением вести здоровый образ жизни, умение быстро восстанавливать физические силы, умение выходить из стресса; умение расслабляться и концентрироваться; умение диагностировать собственное физическое состояние и составлять оптимальную по нагрузке спортивно-туристскую программу); методические (умение разрабатывать программы мероприятий и спортивных туров; умение использовать имеющиеся методические материалы; умение проводить контрольное тестирование участников спортивно-туристской группы и др.); экологические (умение эффективно использовать и сохранять природные ресурсы, умение проводить мониторинг окружающей среды; умение учитывать возрастные, психологические, физиологические и другие особенности туриста и на основе этого обеспечивать индивидуальный дифференцированный подход к состоянию здоровья туриста).

7. Туристский слет "Мама, папа, я - туристская семья" проводится с целью приобщения к здоровому образу жизни, туристско-краеведческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного  возраста, а также их родителей, получение элементарных туристских навыков в январе ежегодно на спортивном зале МБОУ ДОД ЦДиЮТиЭ г. Вязьмы. В программу слета входят соревнования по следующим зачетным видам: веселые старты и смотр-конкурс творческих работ. Присваивается звание самой туристской семьи города Вязьма.

8. Стационарные палаточные оздоровительные лагеря проводится ежегодно летом на территории стационарного палаточного лагеря «Эколого-туристская деревня Чепчугово». Профильные смены проводятся по следующим направлениям: спортивно-оздоровительная, добровольская, этно-краеведческая, «Казачья застава», православная. Все смены содержат элементы спортивно-оздоровительного туризма, психолого-педагогическое сопровождение, так как: подростковый возраст — наиболее чувствителен для развития гражданской позиции, самосознания, возраст активного построения картины мира, для подростков наиболее развивающим является свободное экспериментирование в изучении своего собственного внутреннего мира и внутреннего мира других, группа сверстников и молодежь — референтная группа для детей и подростков, все основные изменения в развитии происходят в совместной деятельности, единство обучения и практической деятельности, общение с природой имеет собственный терапевтический эффект, так же является привлекательным для подростков.

Одной из целей стационарных палаточных лагерей - воспитание толерантности в условиях интеграционного разновозрастного сообщества (в рамках летнего палаточного лагеря), приобщение подростков и молодежи к здоровому образу жизни, занятиям туризмом, спортом, экологическим краеведением и образованием, проверка туристских знаний, умений и навыков, необходимых человеку для проживания в полевых условиях.

9. Кочевые палаточные лагеря (пешие, водные, лыжные, велосипедные, мотоциклетные походы, экспедиции) возможно по любому маршруту карты Вяземского района. В планы походов включены мероприятия, направленные на патриотическое воспитание будущего поколения. Поэтому при выборе маршрутов походов предусмотрено посещение мест, связанных с революционной, боевой и трудовой славой народа. Обязательной составной частью походов являются соревнования по преодолению туристской полосы препятствий, технике туризма и ориентированию на местности. Часть практических занятий имеет методическую направленность, так как их цель - овладение основами методики обучения тем или иным элементам туристской техники. Умению жить в полевых условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга и союзника — надо учить.

Задачи кочевых палаточных лагерей - развитие сообщества участников на основе совместной деятельности в условиях природной среды и необходимости выживания в природных условиях, естественное формирование навыков и умений выживания в лесу. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечнососудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность.

Вяземский район и город Вязьма содержит большой культурно–исторический, социально-экономический и природный потенциал для проведения спортивно-оздоровительных походов и эколого-исследовательских экспедиций. Для водных походов можно использовать несколько маршрутов по реке Вязьма.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: в условиях современной жизни данная комплексная программа практических действий центра туризма является новой, актуальной, социально и педагогически целесообразной. В процессе ее реализации ребята усваивают образовательный материал и приобретают необходимые в жизни практические навыки управления собой и другими, получают возможность для духовного и личностного роста. Программа дает возможность связать друг с другом различные школьные дисциплины и дополнительные образовательные программы, в том числе физическую культуру и спортивный туризм и получить возможность для использования их в практической жизни. На социально-педагогических и практических образовательных занятиях многие виды работ выполняются коллективно, сообща, вследствие чего у ребят появляются общие интересы и ответственность за результаты совместной деятельности. Совместная деятельность, ее практическая направленность, ориентированность на социально-значимые и общественно-полезные дела помогает формированию духовно – нравственных качеств личности, физическому развитию, обеспечивает овладение позитивными формами поведения и способностью критически оценивать свои поступки в различных жизненных ситуациях. Инновационность данной комплексной программы практических мероприятий в том, что основная ее составляющая - это создание детско-юношеского физкультурно-массового движения посредствам спортивного туризма как важного звена в оздоровлении всех слоёв населения. Как и всякое другое социальное движение, оно предполагает активную деятельность детей и молодёжи, преследующих определённую цель в соответствии с основными идеями данного движения, а также определённую организационную структуру (блочность, сезонность, активность и самодостаточность), в рамках которой и на основе которой осуществляется эта деятельность.

 Учреждение работает с 08.00 до 17.00 ч., выходной день – воскресенье. Педагоги дополнительного образования работают в соответствии с расписанием занятий.

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЯ